Богучанский сельсовет наделен статусом сельского поселения и расположен в центральной части Богучанского района. С. Богучаны и д. Ярки входят в состав Богучанского сельсовета. Село Богучаны является административным центром сельсовета и Богучанского района. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Богучанского сельсовета в пределах границ, установленных Законом Красноярского края от 25.02.2005 года N 13-3104 (ред. от 29.01.2009 г.) «Об установлении границ и соответствующим статусом муниципального образования Богучанский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований». Общая площадь Богучанского сельсовета составляет 10,060 тыс.га.
В настоящее время площадь территории села в установленных границах составляет 1381 га. Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2021 года составляет 11 450 человек.
Комфортность проживания населения определяется уровнем благоустройства муниципального образования Богучанский сельсовет с учетом состояния его наружного освещения, устройства дорожного покрытия, обустройства детских игровых площадок, благоустройства парков и скверов и площадей, озеленения муниципального образования и прочих факторов.
Современное состояние существующей социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры характеризуется низким качеством существующих объектов, их несоответствием потребностям населения поселения, отсутствием капитальных вложений в создание новых объектов, а также необходимостью замены устаревшего оборудования.
Одним из важных факторов качества жизни, которые формируют предпочтения для проживания в той или иной местности, является обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.
Село Богучаны имеет 139 улиц и переулков, д. Ярки - 3 улицы. Общая протяженность улично-дорожной сети по состоянию на 01.01.2020 года составляет 107,8 км, из них с асфальтобетонным покрытием 30 км, со щебеночным и гравийным покрытием 60,72 км, 17,08 км грунтовых дорог. Быстрыми темпами растет и парк легкового и грузового автотранспорта, что приводит к массовому вовлечению в дорожное движение новых водителей и владельцев транспортных средств, занимающихся частной деятельностью по перевозке грузов и пассажиров. Обеспеченность жителей села наземными транспортными средствами достаточно высокая: на 01.01.2021 зарегистрировано 6 110 ед. транспортных средств за физическими лицами. За организациями на 01.01.2021 зарегистрировано 935 ед. наземных транспортных средств. Количественный рост автомобильного парка и значительное превышение тоннажа современных транспортных средств над эксплуатационными нормативами приводит к ускоренному износу и преждевременному разрушению автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Из-за отсутствия объездной дороги весь поток большегрузного транспорта проходит по автомобильным дорогам с. Богучаны, разрушая дорожное полотно.
На территории МО Богучанский сельсовет 90% автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии.
В современных условиях происходит все большее вовлечение жителей села в дорожное движение, и делает проблему безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья людей особенно актуальной. Необходимо опережающее развитие системы обеспечения безопасности дорожного движения и только это способно предотвратить рост аварийности на улично-дорожной сети районного центра.
В настоящее время в России широко применяется практика инициативного бюджетирования. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Институциональные условия для развития местного самоуправления и участия в нем местного сообщества определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает участие населения в решении широкого круга вопросов, связанных с развитием муниципальных образований, и определяет формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Поручением Президента Российской Федерации от 01.03.2020 № Пр-354 поставлена задача по увеличению объема средств, направляемых на мероприятия с участием граждан до 5 % расходов местных бюджетов. Указанная задача должна быть решена к 2023 году.
Реализация предусмотренных Муниципальной программой мероприятий будет способствовать созданию условий для комплексного развития муниципального образования и обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
обустройство инженерной инфраструктурой;
обеспечение реализации проектов по благоустройству территорий населенных пунктов поселения.
В целом использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельском поселении будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы бюджета муниципального образования и обеспечению роста экономики в целом.
Важное значение для успешной реализации Муниципальной программы имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением цели, решением задач Муниципальной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Муниципальной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Муниципальной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Муниципальной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение реализации программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Муниципальной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение финансирования из федерального и регионального бюджета.
Административные риски связаны с неэффективным управлением реализацией Муниципальной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации Муниципальной программы, невыполнение ее задач, не достижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Муниципальной программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Муниципальной программы;
- проведение систематического аудита результативности реализации Муниципальной программы;
- своевременная корректировка мероприятий Муниципальной программы.
Риски, связанные с региональными особенностями, обусловлены различием в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий.
Снижение рисков возможно за счет:
- обеспечения правильного расчета требуемых объемов средств из регионального бюджета, дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также возможного привлечения средств из внебюджетных источников;
- информационного обеспечения, операционного сопровождения реализации Муниципальной программы.
Решение проблемы может быть достигнуто путем объединения интересов инициативных жителей, бизнеса и власти.